Какими бывают люстры и плафоны: виды и особенности
Во времена рыцарей и королей залы освещались при помощи увесистых «колёс», на которых и размещались многочисленные свечи. Эти средневековые проявления инженерного гения всегда были подвесными — иначе никак, ведь свечи упорно не хотели зажигаться и гаснуть по щелчку пальцев, да и менять их приходилось часто.
Но потом пришла пора индустриализации, рыцари пересели на коней железных, а в их домах появились электрические лампочки. Люстры тоже изменились. Причём многие из них настолько далеко отошли от своих средневековых предшественниц, что некоторые уже перестали вписываться в определение «подвесной потолочный светильник для бестеневого освещения помещения». А потому с наскоку перечислить, какие бывают виды люстр, не удастся даже большинству дизайнеров. Но я постараюсь.
Содержание статьи
Виды люстр по типу конструкции
Чтобы не было путаницы, сразу оговорюсь: любая люстра — это потолочный светильник, но обратное утверждение будет неверным. Так что если встретите рассказ о встраиваемых «люстрах» — бегите от советчика не глядя, он ничего толкового подсказать не сможет. Почему? Да всё просто: героиня нашей статьи может быть только подвесной, потолочной или каскадной. Но она никогда не бывает встраиваемой — это удел светильников.
Подвесные
Все представительницы этого вида имеют всего одну общую черту — подвес, который крепится к вмонтированному в потолок крюку. Классически его роль выполняют цепи или трубы, но фантазия талантливого дизайнера легко заменяет их на канаты, провода, пружины и даже простую проволоку.
Главная задача подвеса — надёжно удерживать на крюке каркас с плафонами. Ну а если этот самый крюк не планируется демонстрировать всем охочим, то тогда на подвес одевается юбка декоративной плашки, которая скрывает неприглядное соединение проводов и место крепления люстры к потолку.
Описывать же многообразие вариантов исполнения каркаса с плафонами можно практически бесконечно. Поэтому я этого делать не стану, подметив лишь, что подвесные люстры уместны практически в любом интерьере. Но при одном условии: форма и цвет арматуры должны совпадать с избранным стилем оформления комнаты.
Каскадные
Если описывать их совсем уж просто, то каскадными люстрами можно называть группу плафонов, каждый из которых имеет собственный подвес. Источники света обычно располагаются на разных уровнях, из-за чего, собственно, и появилось название.
Каскадные люстры практически никогда не бывают дешёвыми, поскольку каждая из них — уникальная. Частично неповторимость достигается благодаря конструктивным особенностям, но гораздо больше она зависит именно от мастерства специалистов, занимающихся монтажом конструкции. Тут уж простое «пришёл-прицепил» не прокатит.
Каскадная люстра очень редко вписывается в интерьер комнат с низкими потолками или малой площадью. Но зато у них нет конкурентов при оформлении просторных помещений с высокими сводами.
Потолочные (накладные)
Доводилось ли вам видеть плафон, «прилипший» к потолку? Это потолочная люстра, которую иногда ещё называют накладной. Её главное отличие от ранее упомянутого встраиваемого светильника заключается в том, что основание не прячется в потолке, а находится под ним. Как и прикреплённые к каркасу патроны, в которые вкручиваются лампочки.
Среди достоинств накладных люстр числятся практичность, сравнительная дешевизна и компактность. Последнее, кстати, — немаловажный аргумент при выборе светильника для помещений с низкими потолками.
Какие бывают плафоны для люстр
Форма каркаса и особенности плафона позволяют отнести люстру к определённому стилю, которых насчитывается 76. Расписывать характерные черты каждого из них не стану — такой объём информации в одной статье был бы кощунством. Но о конструкции плафонов рассказать могу, благо она бывает всего двух типов — открытой и закрытой.
Закрытые плафоны
Этот вариант даёт мягкий рассеянный свет, отгораживая его источник от взора наблюдателя. Закрытые плафоны обычно изготавливаются из стекла или термостойкого пластика. При этом материал может быть прозрачным, матовым белым или цветным.
Вопреки распространённому заблуждению, закрытые плафоны далеко не всегда являются своеобразными монолитными колбами — иногда они состоят из множества «лепестков», отражающих и равномерно рассеивающих свет. Наглядное подтверждение моих слов — культовый Артишок: с какой точки на него ни посмотри, лампочку всё равно не увидишь.
Открытые плафоны
К ним относится всё, что не закрывает источник света минимум с одной из сторон. Форма открытых плафонов может быть самой разнообразной, из-за чего их всё чаще подразделяют на:
- плафоны (нет, я не ошиблась) — рассеиватели, изготовленные из стекла и пластика;
- абажуры — конусы, цилиндры, шары и подобные им фигуры из ткани, бумаги, искусственной кожи или лозы;
- отражатели — светонепроницаемые модели преимущественно из металла, способствующие формированию направленного луча;
- подвески — различные мелкие декоративные элементы, которые крепятся к каркасу независимо друг от друга.
Эта классификация условна и её основная цель — разграничение открытых плафонов по типу используемых материалов и конструктивным особенностям. Именно по этой причине абажур или отражатель часто называется плафоном (что правильно) или наоборот (что неправильно).
А это, в свою очередь, лишь мешает сориентироваться в многообразии видов люстр, из-за чего становится трудно отыскать ту единственную, которую хотелось бы «поселить» в своём доме. Вы согласны со мной?