Почему монитор квадратный, а не круглый
Планеты, парящие в космосе, имеют округлую форму, наша Земля — круглая, Солнце, источник всего нашего света, тоже круглое. Так почему же глаз человека, с круглым оптическим полем, вынужден обрабатывать информацию с прямоугольных мониторов? Конечно, у нас есть два глаза, но это дает трехмерную иллюзию овала, а не прямоугольного поля зрения. И даже если бы фотон имел форму, непременно был бы сферическим, поскольку он описывается синусоидальными волнами и интерферометрией.
Так почему монитор нашего ноутбука, планшета и телефона не круглый, как того требует природа?
Содержание статьи
Почему не производят круглых мониторов
Оказывается в СССР существовали прототипы шарообразных мониторов. И кинескопные трубки изначально были с округлым экраном, которые подверглись трансформации для массового бытового потребления.
На самом деле есть несколько версий, почему дисплеи производят именно прямоугольной формы.
Предположим, с технической точки зрения, что современные мониторы — это родственники киноэкранов, то одной из версий квадратности можно считать традиции. Все помнят квадратную кинопленку, когда кадры линейно следуют друг за другом, вот тут округлость была бы странной.
Видео ведь тоже состоит из кадров и для того, чтоб хранить большие объемы, они должны иметь тиражируемый формат, коим принято считать прямоугольник.
Справка! С точки зрения маркетинга и популяризации комфорта во всем, переход от прямоугольных декартовых координат к сферическим стал практически невозможен. Широкоформатные панели дают большее изображение и отлично вписываются в любой интерьер.
Да и технологический процесс производства квадратных моделей на порядок проще круглых сородичей. Тут и отходов меньше, и монтаж прямоугольных элементов занимает меньше времени, чем сферических комплектующих. Все квадратное легче обмерять, учитывать и хранить на прямоугольных стеллажах, в прямоугольных помещениях.
Можно ли сделать круглый монитор
Если подойти к вопросу исключительно технически, сферический монитор — не фантастика, а очень трудоемкий и экономически не обоснованный процесс.
Для создания телевизионной картинки, применяют способ линейной развертки, когда луч, с постоянной скоростью, движется по горизонтали и вертикали, образуя растр прочерчиванием горизонтальных строк и вертикальных столбцов. В округлой форме, из-за разной длины строк, этого добиться не удастся.
Технически, никто не мешает сделать не линейную, а полярную развёртку с постоянной угловой скоростью луча, как это используется в радаре. Сложность возникнет лишь в последующем конвертировании информации с кинопленки.
Интересно! Попытку внедрить круглую форму монитора для компьютера в производство, впервые предпринял ведущий инженер Таганрогского завода лучевых агрегатов, Всеволод Сапрыкин. В конце 90х годов, Сапрыкин представил руководству индивидуальную разработку с подробным описанием производственного процесса. После чего инженер подвергся критике и обвинениям в профанации бюджетных средств.
Подойдет ли стандартная операционная система для круглого монитора
Если предположить, что на столе стоит круглый компьютер и нам предстоит за ним работать, первое, что приходит на ум:” Как же синхронизировать существующее программное обеспечение с «новинкой прогресса»? Ведь все имеющееся оборудование ориентировано на использование квадратного или прямоугольного форматов, а чтобы полноценно насладиться работой шаровидного дисплея нужны носители данного формата. Все это повлечет за собой массу неудобств. Так, чтоб снимать в круглом формате, вам понадобится большие катушки с пленкой, проецируемое изображение будет меньше, кадрировать снимки и обрезать станет гораздо сложнее.
Внимание! Современный формат абсолютно не адаптирован под сферический экран. Невозможно сохранить всю картинку с квадратного носителя, крайние границы будут обрезаны геометрической формой короба, тем самым теряя объем информации.
Пиксели, в современных дисплеях, расположены по прямоугольной схеме. Если постараться разместить пиксели в округлом дисплее при сохранении существующих технологий производства, они будут иметь прямоугольную форму, но с обрезанными короткими рядами и столбцами по краям. А для расположения пикселей по кругу понадобится разработать новые технологии производства, программное и аппаратное обеспечение, для которых станет настоящим кошмаром.
Но есть и плюсы данного изобретения: программисты, создающие новое ОС и UI, будут иметь дополнительный объем работы. Вот и получается, что прямоугольные мониторы — совершенно не блажь цивилизации.