Как работают фотоаппараты: зеркальные, беззеркальные, компактные?
Зеркальные, беззеркальные, компактные – все эти виды фотоаппаратов имеют свои плюсы и минусы, у них есть свои особенности, достоинства и недостатки. Неизменным остается только одно – принцип «создания картинки из пучка света». Но как именно это происходит, и из чего состоит фотоаппарат? Рассказываем коротко и по существу.
Содержание статьи
Зеркальные фотоаппараты
Популярны как у профессионалов, так и у любителей. Главная особенность – благодаря конструкции позволяют контролировать съемку «от и до». Рассмотрим, что у них находится «под шкурой».
Зеркалка состоит из двух частей – тушки и объектива. При этом к одной тушке может быть несколько разных по типажу объективов.
Интересно! Цена самой тушки может быть куда меньше, чем стоимость отдельных объективов.
Объектив
Представляет из себя набор линз и диафрагму. Объективы бывают разными – широкоугольные, нормальные, длиннофокусные. Именно от объектива зависит качество и тип фотографий, и о них стоит поговорить отдельно.
Впрочем, вне зависимости от вида, конструкция остается неизменной:
Если говорить предметно:
- Набор линз, через который проходит отраженный от объектов свет.
- Диафрагма. По сути – набор подвижных лепестков. Диафрагма регулирует количество света, которое поступает извне. Степень раскрытия лепестков и определяет, какой будет фотография – светлой или тёмной.
- Ещё один набор линз, через которые свет поступает непосредственно в «тушку». А именно в тушке уже находятся датчики и зеркала, которые регулируют расположение линз.
Зачем нужны линзы? Они определяют, сколько окружающего пространства попадёт на фото, на что будет направлен фокус, как будет работать зум и так далее.
Тушка
Именно в ней находится «мозг» аппарата. Рассмотрим все детали с помощью схемы:
Если говорить предметно:
- Пучок света, прошедший сквозь систему линз и диафрагму, попадает на полупрозрачное стекло. Увидеть его можно не только на схеме, но и при съёме объектива с тушки. Здесь поток света делится на две части.
- Первая часть попадает на фазовые датчики, они же – система фокусировки. Именно она определяет, в каком положении будут линзы, и, соответственно, что именно будет в фокусе.
- Вторая часть поступает на другой фокусировочный экран. Выглядит он как матовое стекло, над которым нависает увеличительная линза. Так фотограф может оценить, насколько верно настроен фокус перед съёмкой.
- Сразу после матового стекла пучок света попадает в «горбушку», характерную для всех зеркалок. Тут располагается пентапризма. Именно здесь изначально перевёрнутая картинка приводится в привычный нам вид и отправляется дальше – в видоискатель.
- Видоискатель – экран, на который проецируется изображение. Может быть разных размеров и оттенков. В профессиональных аппаратах и камерах «выше среднего» видоискатель большой и светлый – это облегчает жизнь фотографу, поскольку можно сразу оценить кадр, задать правильные настройки, посмотреть, как поставлен фокус.
Настоящая магия начинается после нажатия кнопки. Полупрозрачное зеркало (1 на предыдущей схеме) поднимается, и пучок света уже не дробится по фокусировочным экранам, а попадает сразу на матрицу.
И здесь в дело вступают ещё два принципиально важных для «тушки» элемента:
- Затвор. «Выбрасывается» в момент нажатия на кнопку. Именно он определяет выдержку (то, сколько времени свет будет поступать на матрицу). У него есть два принципипально важных параметра – лаг и скорость. Лаг – время, которое проходит от нажатия кнопки до выбрасывания затвора. Показатель принципиально важен для фотографирования динамичных объектов. Чем меньше лаг – тем чётче фотография. Скорость определяет, сколько времени затвор будет открыт минимально.
- Матрица, на которую поступает пучок света. По сути – микросхема с отдельными светочувствительными элементами.
Если не углубляться в технические детали, именно после матрицы изображение обрабатывается и записывается на карту памяти фотоаппарата.
Беззеркальные фотоаппараты
Проще своих зеркальных «собратьев», не позволяют контролировать все параметры съёмки, более компактны. Критически важных узлов у них уже меньше.
Схема:
- Объектив по конструкции такой же, как у зеркалок – комплект линз и диафрагма. В принципе, с помощью переходника любимый объектив для зеркалки можно переставить на беззеркальную модель и пользоваться спокойно.
- Пучок света после прохождения через линзы и диафрагму попадает сразу же на матрицу (как и в зеркалках – это микросхема с чувствительными к свету элементами).
- Изображение поступает в процессор и обрабатывается.
- В режиме «реального времени» изображение попадает на экран. Можно сразу оценить кадр и сделать снимок.
А что с затвором? Он есть, только уже регулируется не вручную, а сугубо электроникой.
Благодаря избавлению от «лишних» элементов, беззеркалки стали более компактными и легкими, правда, и для фотографирования динамики они не вполне подходят. Опять же, нет видоискателя, как в зеркалках, да и объективы можно менять не на всех моделях, а только на «выше средних».
Компактные цифровые фотоаппараты
Почти вымирающий вид – их успешно заменяют беззеркалки, которые дают более приемлемое качество фото при не сильно различающихся габаритах. Вторая опасность для компактных фотоаппаратов – камеры на смартфонах. Как ни крути, телефон и легче, и всегда под рукой, а камеры год от года становятся всё лучше.
Отличительная черта – несменные жёсткие объективы. Свет проходит через линзы, попадает на матрицу, оттуда – в процессор, где обрабатывается и подаётся на небольшой экран.
Похоже на беззеркальные фотоаппараты? Да. Но есть ряд минусов – более «слабые» фотографии, изображение на экране демонстрируется с неточностями, да и фотограф практически устранён от управления процессом. Выбирай программу, жми на кнопку – вот и всё, что остается. Остальное делает автоматика без твоего участия.
В принципе, это всё, что можно сказать о строении разных типов фотоаппаратов. Конечно, в статье мы не касались разрешения изображения, не погружались с головой, ногами, руками и прочими конечностями в сугубо технические тонкости и нюансы – это темы отдельных статей. Но, надеемся, мы дали общее представление о принципах работы фотоаппарата и его устройстве.